Вначале наука развивалась как фундаментальная. Разделение же науки на фундаментальную и прикладную произошло в середине 20 века. Обе части науки тесно взаимосвязаны и различие между ними минимальное, так как они взаимозависимы. Приведенные примеры показывают значимость фундаментальных и прикладных исследований в благосостоянии общества…
Приветствую, дорогой читатель! Спасибо, что проявил интерес к моему дневнику. Как известно, истина рождается в споре. А какое придается ей значение в науке? В этой статье я расскажу вам о различиях и взаимосвязи фундаментальной и прикладной наук.
После окончания военной академии связи по воле случая открылась возможность прикоснуться к научной деятельности. На протяжении десятка лет по роду работы в Мытищинском НИИ связи Министерства обороны пришлось воочию увидеть, с чем сталкивается фундаментальная и прикладная наука.
Чернышевский в своем изречении недалек был от истины: «…чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее», и его слова оказались не в разрезе с моими убеждениями. Научная деятельность рука об руку идет с фантазией, которая является одной из движущих сил. Но в то же время Томас Гексли уверенно предупреждал, что уродливые факты убивают красивые гипотезы.
Научные исследования хороши тем, что склонны к парадоксам, заставляют шагать вместе со временем, пополнять и обновлять свои знания в разных направлениях. Они связаны с активной деятельностью, вносящую свежую струю в обыденную жизнь, и не позволяют останавливаться на достигнутом уровне.
В своих субъективных рассуждениях хочется без замысловатых слов коснуться некоторых сторон научной проблемы. Допускаю, что они не претендуют на полноту, и кто-то с ними может не согласиться, но, как говорят, сколько людей, столько и мнений.
Содержание
- Фундаментальная и прикладная наука — взаимосвязь и взаимозависимость
- Чем фундаментальная наука отличается от прикладной
- Исторические изменения в фундаментальной и прикладной науке
- Вывод
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ НАУКА — ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Что такое фундаментальная и прикладная наука? Под наукой в первую очередь подразумевается система специальных знаний. Принято ее деление на прикладную и фундаментальную, которое началось еще с античных времен, но в разные периоды использовались различные критерии.
Научная деятельность долгое время развивалась в фундаментальном направлении, когда проводились исследования с целью получения знаний о явлениях и законах мироздания для выяснения истины.
В фундаментальных исследованиях разрабатываются базовые концепции, как основание прикладной науки. Теоретические знания характеризуются приведением полученных научным поиском фактов окружающего мира в непротиворечивую систему.
Когда же отсутствует прямая взаимосвязь фундаментальных знаний с практикой, то такая стыковка принадлежит прикладным исследованиям. Они дополняют и подтверждают полученные фундаментальные знания, используя их в реализации практических целей.
Отсюда очевидно, что фундаментальная и прикладная наука – это учения, обладающие тесной взаимозависимостью. Ученых первого направления в «чистом виде» интересует истина, подразумевающая теоретические и экспериментальные исследования. Они не предполагают даже, какая польза из полученного познания будет извлечена.
Что значит “прикладная наука”? В прикладных науках, называемых также отраслевыми, исследователи нацелены на получение знаний и открытий, имеющих непосредственную ориентацию на практические цели и решение технических проблем. Им присуща разработка новых инновационных технологий, повышающих уровень жизни людей, обеспечивающих безопасность страны, личности и т.д.
Некоторые разделы научных исследований с развитием и углублением познания утрачивают свою фундаментальность. На смену им приходят новые теории, которые многогранно и полнее раскрывают наблюдаемые явления и события.
Постановка вопроса о принадлежности науки к фундаментальной или прикладной в современных условиях не совсем корректна. С одной стороны при исследованиях нередко появляются практические цели, а с другой стороны воплощение прикладных знаний способствует фундаментальным открытиям.
Прогресс науки заключается в том, что она без чувства сожаления разрушает ранее тщательно построенное ею здание. Под фундаментальной наукой понимается в первую очередь познание мира. Так, например, Коперник превратил в прах аксиому, что Солнце движется вокруг Земли, но старые истины не так-то легко уходят со сцены.
Макс Планк отмечал, что новая истина одерживает верх не после переубеждения ее противников, а лишь когда они вымирают, поэтому свои надежды на прогресс он отдавал более молодому поколению.
В научной деятельности, как и в обычной жизни, можно выделить два подхода к рассматриваемому явлению или событию, истинность которых определяется в процессе споров и дискуссий. Одна из крайних точек зрения опирается на авторитеты, а другая на здравый смысл.
Афоризм Козмы Пруткова гласит: «Зри в корень и подвергай все сомнению». Однако в угоду авторитетной точки зрения нередко лживые утверждения в фундаментальных познаниях автоматически перекочевывают из одного источника в другой.
Бездумное следование авторитетной точке зрения и пренебрежение здравым смыслом во многом граничат с обыкновенным шарлатанством. В этом случае слепо навязываются обманчивые идеи.
Наш мир такой многогранный, и если утверждать, что человек произошел от обезьяны, то вас непременно будут считать дарвинистом, а если предполагать, что человек – творение внеземного разума, то вы угодите в лагерь церковников. Поэтому и голова нам дана не для того, чтобы шапку носить.
Отсюда очевидно, что путь к истине в фундаментальной науке тернистый и на нем встречается довольно много «подводных камней». В отраслевых областях научных исследований ситуация не лучше, а засилье авторитетов негативно отражается на практических разработках.
В.И.Ленин подчеркивал, что, берясь за решение частных вопросов, неминуемо бессознательно для себя на каждом шагу придется натыкаться на общие вопросы. Поэтому прикладные знания находят свое отражение на практике, но изначально используют резервы исследований.
При этом нередко также возникают научные споры, которые выносятся на всеобщее обсуждение. Благодаря коллективной мысли определяется оптимальное практическое направление.
Так, показательным примером, относящимся к прикладной науке в области связи, может быть дискуссия о выборе направления преобразования и передачи аналогового сигнала в цифровом виде. Существовало два варианта: вокодерный и импульсный.
Импульсное преобразование сигнала ранее было предсказано Котельниковым в своей известной теореме, но такой метод требовал широкой полосы частот. В отличие от послевоенного времени тогда это теоретическое предсказание перетекало уже в практическую область.
Имеющаяся новая аппаратура и перспективная элементная база создавали предпосылки к импульсному преобразованию сигнала. В конечном итоге оно одержало верх, так как отличается многими достоинствами.
Благодаря спутниковой связи на основе цифрового сигнала стали доступны объекты, находящиеся в сложной рельефной местности. Области использования цифрового сигнала не поддаются перечислению, включая, в том числе, измерительные приборы и цифровое телевидение.
Теперь, пользуясь сотовыми телефонами, как плодами прикладной науки, мы не задумываемся о методе преобразования аналогового сигнала. Нас вполне устраивает отличная связь, доступ к интернету и хорошо разборчивая речь.
Напоследок хочется отметить, что исследования создают питание из идей научным познаниям, а прикладные питают технику и производство. Однако нужна незаурядная смелость и настойчивость, чтобы фундаментальная и прикладная наука в меньшей степени зависели от признанных авторитетов. В то же время, принятие судьбоносных решений в этой области зависит не от большинства, поэтому, кто окажется на высоте, мы нередко узнаем лишь в конце пути.
ЧЕМ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРИКЛАДНОЙ
На протяжении всего исторического развития человек постоянно находится в поиске. Он подталкивает людей к использованию разных методов и форм познания окружающего мира. Наука является одним из таких средств, так как позволяет познать законы природы и существования.
Отношение к фундаментальным знаниям, как к привилегированным, сохранилось еще со Средневековья, и они символизировали статус умственного труда, каким занимались монахи и высшие сословия.
К физическому труду они обращались только по мере необходимости, а в античный период он вообще считался уделом рабов. Изначально в сферу исследований входило естествознание.
А прикладные изыскания характерны для середины 20 века, поэтому принято деление науки на прикладную и фундаментальную. Первая оказывает влияние на наш образ жизни, а вторая на наш образ мыслей.
Фундаментальную науку часто называют еще академической, так как она получает свое основное развитие в академиях и в университетах. Отсюда очевидно, что фундаментальные исследования отличаются от прикладных главным образом государственным источником финансирования.
Название отраслевых наук говорит само за себя, потому что они финансируются промышленностью. Но также есть и другие отличия фундаментальной и прикладной наук. К другим отличиям можно отнести такие:
- Главная функция академического познания гносеологическая, то есть познавательная, которая вытекает из собственных проблем.
- Фундаментальной науке характерно чисто теоретическое направление, а прикладные исследования имеют практическую составляющую.
- Академические знания могут быть объяснены как исследования, расширяющие уже существующую базу. В отраслевой науке же намечаются исследования, способствующие реализации насущных проблем.
- По применению фундаментальные исследования более универсальны, тогда как прикладные привязаны к определенной задаче, решение которой вызвано потребностями.
- В основную задачу фундаментальных исследований включено развитие научных знаний и прогнозов, в то время как в прикладных изысканиях делается на развитие техники не без помощи фундаментальных исследований.
- Главная цель, преследуемая исследованиями добавить долю знаний к уже имеющейся базе, а прикладная научная деятельность нацелена не на открытия, а на поиск решения насущной проблемы, то есть что-то изобрести.
- Академические и прикладные научные знания различаются методологией и направлением исследований, имея различные подходы и отображение социальной реальности
Между двумя составными частями научного направления отсутствует ярко выраженная граница, так как такое разделение относительное, и оно по сей день оспаривается некоторыми исследователями.
Не совсем оправдан и подход, когда новые знания относят к фундаментальной науке, а для прикладных исследований отводят участь их практического применения. Здесь явно просматривается подмена результата и цели.
Так как нередко новые познания достаются вследствие прикладных исследований, а открытие новых технологий вытекает из фундаментальных знаний. Разные точки зрения решения этой проблемы характеризуются следующим:
- Несмотря на фундаментальные истоки, современные научные знания все больше склоняются к прикладной области, доля которой выше 80%.
- В 20 веке определяющим направлением получения знаний стало не стремление к познанию истины и любознательность, а прикладная ценность, то есть познание деятельности в мире.
- Приоритет отраслевых познаний и исследований естественно наблюдается, но утверждение, что они преобладают беспочвенно.
- Фундаментальная наука и прикладная не могут поглотить одна другую, так как отношениям между ними присущ диалектический характер.
- Исследование данной проблемы зависит от предметной и уровневой структуры развития научных знаний, существования их видов, целевой ориентации и др.
В конечном итоге фундаментальная и прикладная наука различаются своим соотношением в конкретно-исторических условиях и практически не поддаются калькуляции.
Так, доля фундаментальных исследований, наряду с социальной поддержкой, медициной, культурой, содержанием армии в строках бюджета государства во многом определяют лицо общества.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ НАУКЕ
В течение длительного периода времени в нашей стране фундаментальные и прикладные исследования противопоставлялись друг другу. Из-за этого образовалась громадная пропасть между наукой и практикой, которая не замедлила негативно отразиться на экономике государства.
Предпринимаемые слабые потуги по ликвидации «ножниц» между производством средств тяжелой промышленности и товаров народного потребления оказались малоэффективными, и экономика, да и страна в целом впали в застойный период.
На этой волне появилось немало доморощенных экспертов и знатоков, увидевших панацею от всех бед в переходе экономики на рыночную структуру вместо планового ведения хозяйства. Грянувшая пресловутая перестройка расколола общество на мизерную кучку богатых и огромную массу людей, влачащих нищенское существование.
Прорабы перестройки с новым мышлением, шоковой терапией, приватизацией и другими многими вещами, трудно воспринимаемыми простыми людьми, добились своих целей, а последующий развал СССР окончательно поставил жирную точку.
Новоиспеченным нуворишам нужна была сиюминутная выгода, а не заинтересованность в возрождении крепкой и сильной экономики. Поэтому под благовидным предлогом волчеризации громадные стратегические резервы государства, ресурсы и недра с полезными ископаемыми, принадлежащие народу, в один миг были растащены по национальным и частным квартирам.
Нувориш – это человек низкого сословия, который быстро разбогател на спекуляциях. К сожалению, таких малограмотных богачей-выскочек во время перестройки было очень много.
Это значит, что фундаментальная наука, как инородный предмет рынка, не приносящий в одночасье прибыли, практически была отлучена от финансирования и впала в коматозное состояние. С этого времени и в более поздний период в нашей стране наблюдается резкое падение престижности и эффективности отраслевой науки.
Если острые проблемы фундаментальных научных исследований частично находятся в поле зрения руководства государства и под влиянием РАН как-то еще обсуждаются, то прикладная наука по большей части оказалась сброшенной с колеи и оказалась на задворках. Далеко не радужное состояние дел в научной сфере наводит на мысль, что научные знания не нужны нашему государству и обществу.
Мощным толчком к разрушению устоев научной деятельности стала раздробленность ее фонда. Так, на базе научных центров и учреждений, занимающихся исследованиями, образовалось великое множество мелких полукустарных мастерских, производящих чайники.
По причине их убогости невостребованные уникальные технологии оказались на свалке, а дорогостоящее оборудование пошло под пресс и на металлолом. Наглядным примером может служить НИИ АА.
Когда-то престижное предприятие и не только в нашей стране политикой псевдо-рыночной экономики доведено до плачевного состояния. Аналогичная участь постигла и другие наукограды, вплоть до того, что многие прекратили свое физическое существование.
По этой причине свертывания мощной промышленности основной цвет нашей научной мысли в лице ее сотрудников вынуждены покинуть страну и предлагать свои услуги на Западе или в лучшем случае превратиться в мелких торгашей.
В постперестроечный период идеал «золотого тельца» становится превалирующим, поэтому изначально мысль молодых людей направлена на поиск легкого заработка. Подрастающее поколение со школьной скамьи впитывает отвращение к физическому труду и приобретению глубоких знаний.
В то же время молодые люди твердо усваивают два арифметических действия: отнимание и деление. Конечно, рыбу легче ловить в мутной воде и эти действия оказываются более востребованными на стихийно сложившемся рынке.
О каком воспроизводстве кадров для научной сферы можно говорить, когда наравне со сложившимся общественным мнением мизерная зарплата попросту отталкивает приток свежих сил. А из каких источников взять средства?
Особо критическая ситуация складывается в академических учреждениях, где показатель среднего возраста сотрудников превысил 50 лет. Подавляющая часть пожилых научных сотрудников не в состоянии работать с полной отдачей сил.
В ряде случаев и не хотят, но не покидают службу, так как современный размер пенсии желает лучшего. Они являются последней опорой научного течения, но безысходность указывает на то, что остановившиеся часы тоже показывают правильное время, однако два раза в сутки.
Промышленности как таковой и высоко технологических отраслей не существует, а еле теплящиеся остатки находятся на грани выживания. Частный бизнес считает нерентабельным ощутимые пожертвования ради научного процесса и получается, что одеяльце-то короткое, а им хочется прикрыть и ноги и голову.
С другой стороны, процветающие протекционизм, коррумпированность и непомерно раздутый штат персонала за счет контролирующих работников разного ранга становятся ощутимой преградой для карьеры подающих надежды научных сотрудников. Отсюда наблюдается текучесть и существенный отток молодых кадров, которые не в состоянии отыскать область приложения своих знаний.
О последних исторических изменениях в фундаментальной и прикладной науке можно рассуждать до бесконечности, но высказывание о том, что мертво умереть не может, наилучшим образом характеризует этот процесс. РАН причинами серьезного отставания российских научных знаний считает:
- недостаточное финансирование замораживает многие разработки и является причиной оттока перспективных сотрудников;
- осязаемую прибыль приносят только прикладные исследования, поэтому частный бизнес против вложения средств в фундаментальную научную деятельность;
- склонность частного бизнеса к зарубежным поставкам, нежели к отечественным заказам;
- изношенность научного оборудования превышает все допустимые сроки;
- бюрократизм не создает благоприятной обстановки для научной процесса и др.
ВЫВОД
Таким образом, фундаментальная и прикладная наука представляют единое целое, и между ними существует тесная взаимосвязь. Основное различие наблюдается только в источниках финансирования, а в других направлениях взаимозависимость является главной чертой.
Основная роль в поддержке фундаментальных исследований, связанных с теорией, принадлежит государству. Направление практических исследований в прикладной науке в основном зависит от решаемых насущных задач и определяется отраслями народного хозяйства.
А как вы относитесь к результатам перестройки и состоянию научного процесса на данный момент? Считаете ли профессию ученого престижной? Ответьте, пожалуйста, в комментариях. Мне будет интересно узнать ваше мнение.
P.S. Свое сложившееся мнение к затронутой проблеме не вправе кому-либо навязывать. По отдельным моментам у каждого существует свое суждение, которое может быть диаметрально противоположным. Поэтому надеюсь найти поддержку или несогласие с отдельными деталями, что само собой естественно.
P.P.S. Инвестирование в себя, в свои знания и навыки создает гарантию надежного заработка из дома. В рассылке barabyn.ru/wp рассматриваются профессии, благодаря которым дополнительный доход из сети становится реальным.
Cм. также
< < < Назад <- <- <- <- <- <- <- <- <- <- <- <- -> -> -> -> -> -> -> -> -> -> -> -> Вперед > > >