Если вы владелец автомобиля и самостоятельно занимаетесь его техническим обслуживанием, то смотровая яма в гараже своими руками может стать настоящим кладом для вас! Необходимость в смотровой яме обусловлена тем, что поднятие автомобиля на подъемник или использование гидравлического домкрата не всегда является удобным или практичным решением.
Что такое смотровая яма? Это небольшой ремонтный канал, расположенный в полу гаража. Его главная задача — обеспечить доступ к нижней части автомобиля, что облегчает проведение ремонтных работ и технического обслуживания. Так, например, когда требуется заменить масло в двигателе или провести осмотр ходовой части, то подъемник может оказаться лишним, а без него работать в тесных условиях довольно неудобно.
Какая же польза от смотровой ямы? Во-первых, она позволяет проводить работы на автомобиле, сохраняя его в нормальном положении. Это особенно удобно при осмотре и ремонте подвески, выхлопной системы, топливной системы и других элементов, которые требуют работы «снизу». К тому же, нет необходимости заниматься подъемом и опусканием автомобиля, что сокращает время, затрачиваемое на техническое обслуживание.
Кроме того, гаражный бокс, доступен для обслуживания и ремонта машины на даче при любой погоде. Смотровая ямы в гараже своими руками также является более безопасным вариантом, чем использование домкратов или подъемников. Она предоставляет более устойчивую и безопасную платформу для работы, нежели другие средства и сокращает риск возникновения аварийных ситуаций.
Содержание
- Смотровая яма в гараже — кратко
- Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
- Гидроизоляция смотровой ямы
- Смотровая яма в гараже из бетона
- Освещение смотровой ямы
- Заключение
Смотровая яма в гараже — кратко
Длительность срока эксплуатации автомобиля в немалой степени зависит от условий его содержания, регулярного осмотра и хранения. Вопрос становится актуальным, когда имеется дачный участок, территория которого позволяет выделить место для гаражного бокса.
Кратко смотровая яма в гараже позволяет проводить профилактические работы по обслуживанию автомобиля при любой погоде. Стоимость обслуживания машины в автосервисах нередко «кусается», поэтому экономно часть ремонтных работ осуществлять самостоятельно. Нередко истинные автолюбители, обустраивая гараж, превращает его в автомастерскую.
Смотровая яма в гараже — кратко это специальное сооружение, которое позволяет без хлопот осмотреть или провести инспекцию своего автомобиля. Она обычно используется для осмотра ходовой части и днища автомобиля. С ее помощью легче осмотреть последствия ударов камней, удалить грязь, ржавчину и др.
Конечно, создание в гаражном боксе такого диагностического сооружения потребует некоторых материальных издержек и времени. Однако если отсутствует время и финансовые возможности, то смотровая яма в гараже своими руками может быть сооружена и после возведения капитального строения. Диагностическая яма внутри бокса для легкового автомобиля, например, из бетона неплохое подспорье, отличается прочностью и дешевизной.
В то же время, рациональное использование полезного пространства под гаражом оправдано. Так, например, продолжение обустройства диагностической ямы может вылиться в погреб для хранения тех же запасов в течение зимнего периода. Тогда смотровая яма в гараже своими руками в состоянии выполнять несколько функций, но как сделать ее?
Кратко смотровая яма в гараже своими руками и ее создание включает несколько общих шагов:
- Выбор места. Обычно на это претендует пространство вблизи основного дома или гаражного бокса. В гараже, как правило, выбор ограничен местом стоянки самого автомобиля
- Планирование. Определяются размеры сооружения и его глубина, исходя из размеров машины, своих интересов и потребностей. Конструкция должно быть не очень узкой, чтобы обеспечить комфортный доступ к аксессыарам.
- Подготовка инструментов и материалов. Смотровая яма в гараже своими руками для своего создание потребует следующие инструменты и материалы: лопата, экскаватор, кирпичи или бетонные блоки, песок, цемент, арматура и защитные перчатки.
- Раскопка. Начните раскопку котлована с помощью лопаты или экскаватора. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить коммуникации, которые могут находиться поблизости. Глубина рва должна быть достаточной, чтобы обеспечить свободный доступ к компонетам.
- Устройство основания. После раскопки котлована, создайте основание из песка и цемента. Это укрепит углубление и обеспечит его стабильность.
- Установка стенок. Далее, используя кирпичи, блоки или бетон постройте стенки сооружения. Обратите внимание на то, чтобы стенки были надежными и крепкими.
- Установка крышки. Крышка должна быть легкой для открытия и закрытия, но в то же время должна обеспечивать надежную защиту от падений и других аварий.
Наконец, перед созданием диагностической ямы необходимо учесть все предосторожности, связанные с безопасностью и соответствующие нормам строительства. Если вы не уверены в своих навыках или не имеете необходимого опыта, то все-таки лучше обратиться за помощью к специалистам.
Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
Смотровая яма в гараже своими руками и ее обустройство опирается на эскиз, пусть реализованный даже не на бумаге, а лишь в своем воображении. Очертания и размеры смотрового углубления зависят от габаритов гаражного бокса.
Вначале следует подчеркнуть, что диагностическое сооружение лучше разместить вблизи гаража или же в нем, но рядом с местом стоянки автомобиля. При этом надо принять во внимание, что пары влаги, скапливающиеся на дне углубления, не лучшим образом воздействуют на состояние днища авто.
В большинстве случаев гараж на даче строится ограниченных размеров, поэтому место для диагностической конструкции отводится обычно посредине здания, а ее гидроизоляция в некоторой степени ограничивает распространение сырости.
Если же присутствие грунтовых вод близко от поверхности земли, то гидроизоляция сооружения просто необходима, потому что в зависимости от сезона года вместо основного предназначения смотровая яма в гараже своими руками может оказаться просто водоемом.
К сооружению диагностической ямы уместно приступать сразу же с возведением гаража, но нередко она оборудуется уже в действующем боксе.
Независимо от обстоятельств, размеры сооружения для автомобиля имеют существенное значение, так как оно представляет рабочее пространство, которое, наравне с комфортностью, не должно стеснять действия при обслуживании и ремонте автомашины.
Длина конструкции зависит напрямую от длины автомобиля, но для удобства проведения работ эту величину нужно увеличить на 1 м для размещения лестницы.
Ширина диагностического сооружения колеблется в среднем вблизи 70-80 см, а ее оптимальная величина соответствует расстоянию между передними шинами автомобиля, значение которого уменьшается на 20 см, чтобы при заезде на конструкцию не проваливалась машина.
Глубина конструкции учитывает рост владельца, когда при работах касание головой днища машины крайне нежелательно. Как правило, этот размер составляет 170-180 см, чтобы руки при работе находились без напряжения в полусогнутом положении и не уставали, например, эта величина может соответствовать росту человека.
При большей глубине создаются условия и возможность использования сооружения для хранения продуктов зимой, но тогда обслуживание автомашины придется проводить с помощью подставки.
Когда смотровая яма в гараже своими руками получила свои размеры на эскизе, то эти значения надо увеличить на 25-30 см, принимая в расчет толщину стен, а также слоев гидро- и теплоизоляции. Например, для сооружения из железобетона толщина стен диагностической ямы обычно не превышает 15 см, которая немного сужается у дна и в ней предусматриваются ниши для принадлежностей и инструментов.
Сверху в целях безопасности обслуживающего персонала, а также, чтобы автомобиль не соскальзывал, конструкция оборудуется дополнительно четырьмя металлическими опорами-ограничителями. Ограничители, например, в виде металлического уголка размещаются по сторонам сооружения.
После уточнения размеров диагностической конструкции для легкового автомобиля создается набросок ее чертежа, согласно которого рассчитывается объем необходимых материалов, определяются размеры котлована и его разметка. Если почве присуща рыхлость, то края сооружения желательно разместить подальше от колес машины и увеличить размер стен для снижения нагрузки на него.
Как правило, смотровая яма в гараже своими руками оборудуется из кирпича или как единый монолит из железобетона, но также используются и другие материалы, например, деревянные доски или листы металла. В зависимости от используемых строительных материалов разметка котлована осуществляется с учетом того, какой предположительно объем они могут занять.
С одной стороны, железобетонному остову сооружения присуща неплохая прочность и долговечность, но требуются повышенные трудозатраты. С другой стороны, кладка из кирпича не столь обременительна, но по прочности и герметичности она уступает железобетону и требует принятие дополнительных мер защиты
Гидроизоляция смотровой ямы
Вопрос относительно гидроизоляции решается на стадии планирования земляных работ, о чем подсказывает влажность грунта. Когда подземные воды залегают глубоко, то необходимость во внешней гидроизоляции отпадает, но, как показывает практика, о ее монтаже следует все-таки позаботиться.
С этой целью выравниваются стенки котлована, а дно котлована трамбуется и создается песчаная подушка высотой 5 см, которая смачивается водой и песок также трамбуется.
При близком расположении грунтовых вод вместо подушки из песка используется хорошо утрамбованная жирная глина. Затем на песчаной подушке размещается два слоя щебня разных фракций по 5 см, которые тоже тщательно трамбуются, и накрываются слоем влажного хорошо уплотненного песка толщиной 5 см.
Гидроизоляция смотровой ямы осуществляется наиболее просто и экономно, когда применяется битумный вариант. В этом варианте обычно находят место рубероид, рубемаст, технониколь, но срок службы такой гидроизоляции не превышает 10 лет. Битумная гидроизоляция укладывается в два слоя с использованием горячей смолы.
Смотровая яма в гараже своими руками будет более долговечно (свыше 50 лет), если применить полимерные мембраны и гидроизоляционную пленку (акваизол, бикрост, бутилкаучук). Эти материалы зарекомендовали себя при гидроизоляции бассейнов, но они монтируются на армированный каркас из геотекстиля.
На этой же стадии с одного из краев котлована для надежности оборудуется приямок для скопляющейся воды и последующей ее откачки дренажным насосом. Дно приямка также выстилается гидроизоляционными материалами, и он заливается бетоном, а для страховки еще оборудуется кессоном из металла.
Полотнищами гидроизоляционного материала застилается дно и стенки котлована внахлест с запасом 10-15 см. Стыки между полотнищами для герметичности склеиваются двухсторонним скотчем или посредством паяльной лампы, но перед этим пленка аккуратно расправляется без ее физического разрушения. Края гидроизоляции закрепляются подсобными материалами, чтобы предотвратить скатывание их с котлованных стенок.
С целью утепления конструкции наиболее пригоден ЭППС (экструдированный пенополистирол), которому не страшна сырость, он не поддается гниению, не подвержен размножению бактерий и плесени, а также выдерживает немалые нагрузки.
Заметный эффект получается, когда толщина утеплителя более 50 мм и он укладывается между гидроизоляцией и армирующим каркасом.
Армирование бетонного основания пола осуществляется стальными прутьями диаметром 8-10 мм с ячейками размером до 15 см, места пересечений которых скрепляются вязальной проволокой, но в этом отношении неплохо себя зарекомендовала также кладочная сетка.
Армированный каркас устанавливается на осколки кирпичей выше на 3-5 см дна смотровой ямы, в углах которого и по длинным сторонам будущей диагностической ямы не лишними будут вертикальные штыри, к которым впоследствии удобнее крепить арматурную сетку стен.
Пол заливается слоем бетона не ниже марки М200 и высотой 7-10 см, в который добавляются гидрофобизирующие вещества для улучшения гидроизоляции. В ходе укладки бетонной смеси она уплотняется бетонным вибратором или в простейшем варианте штыкованием посредством металлического прутка для удаления воздушных пазух. Поверхность пола выравнивается по уровню, и через пару недель, когда бетонная смесь затвердеет, можно начинать создавать стены конструкции
Смотровая яма в гараже из бетона
Смотровая яма в гараже своими руками считается менее трудоемким вариантом, когда создается из кирпича. Однако все-таки выгоднее будет смотровая яма в гараже из бетона, стенами которой служит монолитный железобетон.
По затратам на материалы, в частности, когда бетон изготавливается самостоятельно, второй вариант получается даже дешевле. Конечно, в этом случае увеличивается трудоемкость, но конструкция будет намного надежнее и прочнее, так как установка и крепление закладных деталей получается более качественно.
Перед заливкой стен бетонной смесью создается опалубка, материалом которой могут служить листы строительной влагостойкой фанеры ОСП толщиной 16 мм. Они при помещении бетона в опалубку, не деформируются и не дают просачиваться бетонному раствору.
Деревянная конструкция опалубки крепится распорками, плиты скрепляются посредством саморезов и досок, а зазоры между ними создаются как можно меньше. Смотровая яма из бетона, как правило, имеет размер стен не менее 15 см, что принимается во внимание при размещении опалубки.
При монтаже опалубки сначала устанавливается наружная ее часть и сразу же предусматриваются места для расположения ниш, канала вентиляции и ввода электричества. В последнем ярусе устанавливаются под углом обрезки пластиковых канализационных труб для последующего монтажа электрооборудования и светильников.
Если стенки котлована относительно ровные, то можно использовать вариант односторонней опалубки, в которой роль внешней стены принадлежит гидроизоляционному материалу. Внутри опалубки, как и при заливке пола, устанавливается арматурный каркас на расстоянии не менее 3 см от внутренней плоскости стены, который монтируется не сразу, а ярусами, чтобы не создавать дополнительных проблем при укладке бетонного раствора слоями по 15-20 см с обязательным уплотнением.
После монтажа опалубки смотровая яма в гараже своими руками подготавливается также для последующей заливки бетоном пола гаража, чтобы создать единый монолит стен смотровой ямы со стяжкой пола гаражного бокса. На этой стадии не лишним предусмотреть закладку металлического гофрированного рукава с кабелем для подводки освещения.
Бетонная смесь для стен готовится из 360 кг цемента, 670 кг песка и 0,68 кубометра щебня фракции 20 мм, в которую добавляется 210 л воды или используется бетон марки М250. Заливку бетонным составом стен конструкции желательно осуществить за один раз, после чего через пару-тройку дней, когда бетон застынет, опалубка снимается.
Обратная засыпка стен сооружения грунтом выполняется неделю спустя после их заливки посредством жирной глины или суглинком слоями по 15-20 см, которые тщательно трамбуются. Иногда такая операция отводится песку со щебнем, проливаемых водой, но такой вариант существенно дороже и для легкового автомобиля далеко не всегда оправдывается.
Освещение смотровой ямы
Освещение смотровой ямы осуществляется в последнюю очередь, когда основные строительные работы завершены. Однако вначале верх диагностического сооружения обрамляется обычно рамой, предварительно созданной из металлических уголков толщиной 5 мм и с шириной полки не менее 50 мм. К раме из уголка привариваются закладные элементы в виде полос или штырей длиной до 50 см соединяющиеся с армирующим каркасам бетонного пола бокса.
Обрамляющая рама должна быть немного выше пола гаража, и предназначена для выполнения следующих функций:
- укрепляет углы конструкции сооружения;
- создает страховочное ограждение (поребрик), чтобы не соскальзывал автомобиль;
- является каркасом закрывающего проем настила из досок, толщина которых не менее 40 мм, или другого материала.
Смотровая яма в гараже своими руками для удобства ее эксплуатации оборудуется спуском. В этом случае использование приставной лестницы небезопасно. Поэтому лучше создать стационарную лесенку из металлического уголка, скрепленной с ограждающим приспособлением или при создании стен одновременно отлить ступени из бетона.
Кроме того, не следует упускать из внимания вопрос оснащение сооружения хорошей вентиляцией. Ее необходимость диктуется эффективным удалением токсичных веществ и накапливающегося конденсата для сохранения здоровья. В простейшем случае используются закладываемые в бетон асбестоцементные и пластиковые трубы или гибкий воздуховод, который возвышается над поверхностью гаражного пола на 25-30 см и закрывается сеткой от попадания мусора.
В дополнение к внешней гидроизоляции, смотровая яма в гараже своими руками нуждается во внутренней гидроизоляции, которая иначе называется обмазочной. Такая гидроизоляция особенно важна, если отсутствует внешний ее аналог, а стены созданы посредством кирпичной кладки. С этой целью используется пропитка для бассейнов, применение которой создает на поверхности стен плотную водонепроницаемую пленку сходную с резиной, с которой хорошо удаляется грязь, а голубой цвет придает законченный вид.
В другом варианте применяется грунтовка на основе цемента, содержащая частицы полимеров, надежно перекрывающие небольшие каналы, пропускающие влагу и снижающие гигроскопичность материалов. Составами внутренней гидроизоляции следует проводить обработку стен сооружения не менее двух раз.
При оснащении диагностического сооружения стационарным освещением потребуется подвод электричества, а также влагозащищенные и герметичные светильники, выключатели и розетки, размещаемые в углублениях и нишах. Требования руководящих документов определяют, что в помещениях с повышенной влажностью следует использовать осветительные приборы с напряжением не выше 36 В.
Освещение созданной конструкции допускается также с применением переносной лампы. Но тогда возникает проблема подключения вспомогательного электрооборудования, например, дренажного насоса для откачки воды. В этом случае он лишается автоматики и его всякий раз придется включать и отключать вручную.
Заключение
Таким образом, смотровая яма в гараже своими руками создается без каких-либо затруднений, но важно правильно рассчитать ее размеры и составить эскиз чертежа. При этом учет габаритов имеющегося легкового автомобиля и гаражного бокса будет легче определить объем выполняемых и количество необходимых строительных материалов.
Гидроизоляция сооружения позволяет в любой сезон защитить ее от избытка влаги, а вариант возведения стен из железобетона придает ей повышенную прочность и может оказаться из-за невысоких затрат наиболее приемлемым.
P.S. У вас возникло ощущение, что жизнь непростая штука. Тогда пусть эта статья наполнит вас приливом энергии, чтобы показать свои способности. Поделитесь ею в соцсетях и не забудьте оставить комментарий!
Cм. также