Многими владельцами дача используется только в летний сезон. Для укрытия автомобиля в этот период используются недорогие сооружения, к числу которых относится гараж из шлакоблоков, который доступен для строительства своими руками. По основным характеристикам он не уступает сооружениям из кирпича, но возводится значительно быстрее и с меньшими затратами.
Приветствую, дорогой читатель! Спасибо, что Вы проявили интерес к моему дневнику…
Строительство сооружений различного назначения из блоков во многих случаях выгоднее традиционной технологии, использующей кирпич. Метод, увидевший свет в 70-е годы 20 века, не потерял актуальности и пользуется популярностью в наши дни.
Гараж из шлакоблоков на даче, построенный своими руками, является оптимальным решением для хранения, обслуживания и ремонта автомобиля, а для его возведения потребуется немного времени.
Основные требования к гаражу из недорогого материала, как надежность и долговечность, сочетаются с его достаточной вместительностью и экономией материальных средств.
Строительство гаража из блоков без привлечения специалистов не вызывает неразрешимых проблем, но требует аккуратности с серьезным отношением и в первую очередь создание проекта, который представляет основу любых строительных работ.
КАК СОЗДАТЬ ПРОЕКТ ГАРАЖА ИЗ БЛОКОВ СВОИМИ РУКАМИ
Составленный продуманный проект будущего сооружения позволяет проводить работы в заданном русле, и ускоряет процесс строительства. Проект представляет собой начальную стадию, на основании которого осуществляется оценка масштаба задуманного мероприятия, определяется потребность в строительных материалах и какие затраты потребуются.
Многие под проектом понимают целую гору чертежей, что нередко является мотивацией сдвига строительства гаража на более поздний срок, но создание проекта своими руками не такая сложная вещь и для него достаточно одного листа бумаги.
Прежде всего, следует решить для каких целей будет использоваться здание: только для хранения автомобиля или для его обслуживания и ремонта, когда понадобится мастерская, а также нужна ли будет в гараже смотровая яма и погреб для хранения урожая и запасов.
Так, например, габариты большинства легковых автомобилей не более 5 м по длине и 2 м по ширине, а высота зависит от назначения и класса, но обычно не превышает 2 м.
Отталкиваясь от этих исходных данных, создается набросок проекта с определением всех геометрических размеров будущего сооружения, который учитывает высоту гаража ширину ворот и наличие окон.
Место для строительства шлакоблочного гаража как отдельно стоящего сооружения обычно выбирается напротив въездных ворот дачного участка, но он может быть пристройкой, например, к дому или бане, тогда ему не нужна одна из стен и сокращается объем приобретаемых блоков.
После создания проекта производится расчет материалов, которые понадобятся, чтобы воплотить его в жизнь, и в первую очередь всплывает вопрос о количестве шлакоблоков.
В гараже большие окна не нужны, но дневное освещение не помешает, поэтому достаточно при его строительстве в стены вмонтировать несколько стеклоблоков, размер которых 20х20 см вполне согласуется со шлакоблоками.
Тогда на 4 окна понадобится 16 стеклоблоков, которые монтируются непосредственно в стены здания или с использованием каркаса.
Если принять за высоту гаража 2,4 м и выбрать его габариты 6х3 м, а ширину ворот 2,2 м и высотой 2 м, над которыми укладывается еще один ряд шлакоблоков, то, используя несложную методику, не составит труда подсчитать необходимое количество блоков по этим исходным данным, что составит в данном случае примерно 350 шт.
При строительстве фронтонов гаража из шлакоблоков их расход соответственно увеличивается.
Непосредственно к постройке гаража из блоков относятся следующие этапы:
- закладка фундамента;
- установка ворот;
- кладка стен;
- монтаж крыши;
- стяжка пола и отмостка;
- монтаж коммуникаций;
- внутренняя и внешняя отделка.
ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА
Перед тем, как приступить к закладке фундамента, следует определить ориентацию шлакоблочного гаража по отношению к другим постройкам дачи и отметить колышками на местности его размеры. Правильность прямоугольника будущего здания достигается путем сравнения его диагоналей.
Под относительно легкие постройки на даче, как правило, используется ростверковый фундамент, так как такой вариант считается наиболее простым и недорогим.
Строительство гаража из шлакоблоков также допускает применение такого же типа фундамента, но только заглубленного, а по линии ворот требуется закладка все-таки ленточного фундамента, так как его возвышение в этом месте над уровнем земли не должно быть более 10 см.
Глубина залегания подземных вод характеризует пучинистость грунта, которая оказывает влияние на глубину заложения ленточного фундамента, который строится для шлакоблочного гаража обычно мелко заглубленный.
При небольшой глубине промерзания почвы и низких подземных водах достаточно глубины траншеи 50-80 см, но на глинистых грунтах и высоких подземных водах ее глубина достигает 1,5 м, а ширина траншеи соответствует ленте фундамента с учетом толщины материала опалубки и обычно составляет не более 40 см.
Когда в гараже из шлакоблоков планируется построить и оборудовать своими руками смотровую яму или подвал (погреб), то для них следует подготовить котлован заранее. Стены смотровой ямы можно создать из бетона или красного кирпича, а для подвала неплохой вариант из фундаментных блоков типа ФБС.
Порядок постройки ленточного фундамента следующий:
- Вынимается грунт на всю глубину рва, стенки которого затем выравниваются.
- Уплотняется дно траншеи и ровным слоем толщиной 5-10 см насыпается песок, который проливается водой и также трамбуется.
- Сверху песчаной «подушки» создается гравийная «подушка» толщиной 10-15 см.
- Из досок или другого подходящего материала строится опалубка, внутри которой формируется пояс из двух рядов арматуры диаметром 10-12 мм, а также вентиляционные отверстиях и места вводов коммуникаций.
- Готовится бетонный раствор в соотношении 1:3:3 (цемент, песок, гравий) или используется бетонная смесь марки не ниже М200, при укладке которой используется бетонный вибратор или раствор протыкается куском арматуры, чтобы выпустить воздух.
- В верхнюю часть строящегося фундамента закладываются металлические шпильки для скрепления его со стенами, а верхний слой бетона выравнивается по строительному уровню и укрывается полиэтиленовой пленкой до его затвердения на 5-7 суток, после чего разбирается опалубка.
Материал шлакоблока гигроскопичен и подвержен впитыванию влаги, поэтому требуется обязательная гидроизоляция фундамента, которая также позволяет предупредить образование конденсата, развитие плесени и грибка и особенно актуально, если гараж включает смотровую яму или подвал.
С этой целью поверх фундамента укладывается на горячую битумную смолу два слоя рубероида, и он обрабатывается битумной мастикой.
КЛАДКА СТЕН И УСТАНОВКА ВОРОТ
К кладке стен гаража из шлакоблоков следует приступать не ранее, чем через 30 дней, когда бетон фундамента наберет достаточную прочность.
Процесс строительства коробки сооружения ничем не отличается от возведения стен бани из шлакоблоков, но особенность строительства гаража из блоков заключается в наличии ворот, которые имеют массивную конструкцию, поэтому их желательно установить заранее.
В предполагаемом створе ворот обращается внимание на усиление прочности монолита фундамента, который должен возвышаться над уровнем земли не более 10 см. Готовые ворота предварительно выравниваются по горизонтали и вертикали посредством строительного уровня и закрепляются распорками.
Наиболее простыми и доступными являются металлические распашные ворота, которых немало в торговой сети или изготовляемых по заказу, а, в крайнем случае, такие ворота несложно создать своими руками.
Если планируется самостоятельное изготовление ворот, то в этом случае потребуется установить только коробку (раму), для которой пригодны, как металлические уголки шириной не менее 65 мм, так и прямоугольная профильная труба 60х40 мм, способные удерживать каркас створок ворот.
Когда в постройке здания кладка достигнет полметра, то по обе стороны будущего проема ворот монтируется рама из двух уголков, расстояние между которыми соответствует размеру стены.
Уголки скрепляются отрезками металлической полосы шириной 40 мм с промежутком 50-60 см посредством сварки. Затем рама закрепляется и выравнивается по горизонтали и вертикали, которая в процессе возведения стены срастается с кладкой с помощью привариваемых к ней с обеих сторон проема металлических штырей длиной около 30 см.
При достижении стенами верхнего уровня ворот укладывается балка перекрытия.
Такой последовательностью строительства добиваются придания конструкции необходимой жесткости и надежности, но перед монтажом коробку ворот следует предварительно окрасить в два слоя. Обшиваются ворота обычно листовым металлом, в одной из створок которых предусматривается оборудование входной металлической калитки.
Примечание. При постройке стен для гаража из шлакоблоков своими руками в половину блока, размеры которого 390х190х188 мм, на 1 квадратный м необходимо около 13 штук.
МОНТАЖ КРЫШИ
Самыми простыми в устройстве и недорогими являются односкатные крыши, но для Средней полосы России их постройка малопригодна, так как на пологой крыше скапливается большой объем снега, а более крутая крыша требует дополнительных материалов и расходов.
Принимая во внимание погодные условия, большинство владельцев загородной недвижимостью для хозяйственных построек останавливаются на монтаже двухскатной крыши.
Дополнительное преимущество двухскатной крыши, по сравнению с односкатной, в том, что она имеет чердачное пространство, которое не помешает любому дачнику. Если же гараж из шлакоблоков строится совместно с баней, то под единую крышу можно подвести оба строения, а площадь чердачного пространства позволит тогда создать жилое помещение, например, в виде мансарды.
Лучшим перекрытием стен для гаража из шлакоблоков своими руками считаются железобетонные плиты, но их доставка и монтаж сопряжены с задействованием специальной техники, привлечением дополнительных работников и соответствующими издержками.
Неплохую замену им представляют двутавровые металлические балки или для постройки перекрытия самостоятельно применяются деревянные брусья.
Последовательность монтажа двухскатной крыши для шлакоблочного гаража с использованием элементов из древесины не отличается от аналогичной операции для других типов сооружений.
Если чердачное пространство гаража не планируется использовать под жилое помещение, то крыша не требует утепления и вид ее покрытия выбирается наиболее простой, например, рубероид.
СТЯЖКА ПОЛА И ОТМОСТКА
Пол в гараже из шлакоблоков строится на уровне цоколя деревянный или из бетона, который укладывается непосредственно на грунт.
Начало процесса строительства бетонного пола включает подготовку площадки, с которой убирается слой дерна, она выравнивается и тщательно утрамбовывается. Сверху укладывается слой жирной глины или песка вперемежку с мелким щебнем или гравием и также утрамбовывается.
Толщина песчано-гравийной подушки колеблется в пределах 2-5 см, сверху которой насыпается слой мягкой глины 10-12 см или речного песка, который утрамбовывается и проверяется на горизонтальность строительным уровнем. Для более прочного и надежного покрытия на подушку укладывается 1,5 см раствора цемента с песком в пропорции 1:3 или 1:4 и оставляется на сутки для затвердения.
Впоследствии в местах стыка стен и смотровой ямы с полом прокладывается самоклеящаяся водонепроницаемая каучуковая лента. Основание пола покрывается слоем битумной мастики, на котором размещается гидроизоляция, например, полиэтиленовая пленка либо рубероид в два слоя или их комбинация.
Материал укладывается ровно без складок и волн с нахлестом полос 15-20 см, а его края приклеиваются водонепроницаемым скотчем к стенкам гаража из шлакоблоков.
Арматура диаметром 8-10 мм для стяжки своими руками размещается на 5 см от стен и в подвешенном состоянии на 4-5 см от гидроизоляции с помощью подпорок. В дополнение к арматуре нередко используется кладочная сетка, а зоны размещения тяжелого оборудования армируются дополнительно.
Толщина слоя стяжки в гараже из шлакоблоков, когда она строится самостоятельно, как правило, составляет 7-10 см, для которой применяется бетон марки М200-М400 с мелким гравием или готовые смеси для стяжек, имеющиеся в торговой сети со специальными пластификаторами.
Примечание. Утепление пола или создание, например, теплого электрического пола осуществляется по специальным технологиям, поэтому они не рассматриваются.
С целью получения ровной поверхности заливка пола осуществляется одновременно по всей площади и по «маячкам» с небольшим наклоном в сторону ворот, а разравнивание бетонной смеси производится с помощью правИла.
Процесс монтажа стяжки пола начинается от дальнего угла, между стенами шлакоблочного гаража и стяжкой создается компенсационный зазор 5 мм из полистирола, пластикового профиля или дилатационной ленты.
После окончания заливки пола через каждые 10-12 часов он увлажняется, чтобы не потрескалась поверхность, например, посредством мокрых опилок, которые периодически слегка смачиваются водой.
Через пару суток «маячки» удаляются, отверстия заполняются бетоном и после его схватывания готовый пол «затирается», а для придания ему эстетичности и приемлемого вида не помешает процесс железнения.
Отмостка вокруг здания защищает его от дождей и талых вод, ширины которой в 50 см вполне достаточно для гаража из шлакоблоков, которая строится своими руками. Отмостка может быть построена из плиток или из бетона, как и стяжка пола, и монтируется с уклоном для отвода воды, а ее толщина составляет порядка 5 см.
МОНТАЖ КОММУНИКАЦИЙ
Гараж на даче является тем местом, где автолюбитель проводит значительную часть своего времени, поэтому в нем как минимум должно присутствовать электричество, но некоторые владельцы дополнительно оборудуют его другими коммуникациями, например, водопроводом и отоплением, которые доступны для самостоятельного монтажа.
Естественная вентиляция и ввод в гараж из шлакоблоков всех намеченных коммуникаций предусматриваются еще при постройке фундамента, а на заключительной стадии осуществляется только их разводка и размещение оборудования.
Так, простейшим способом обогрева бокса является установка в нем чугунной или стальной печки, работающей на удобном виде топлива, но для нее необходимо заранее позаботиться о дымоходе.
Электрический котел с системой водяного отопления окажется незаменимым для обогрева не только гаража, но и расположенных поблизости хозяйственных построек: теплицы, сарая, курятника, но он не пригоден без электричества.
Электроснабжение гаража в общем случае не потребует много оборудования, поэтому монтаж электропроводки доступен своими руками, но с обязательным соблюдением положений руководящих документов.
Если гараж является пристройкой к бане, то его электроснабжение удобно осуществить от ее силового щитка или, в противном случае, для ввода электричества необходимо задействовать распределительный щиток дачного дома.
Разводку электропроводки в шлакоблочном гараже уместно вести по стенам открытым способом с использованием гофры, а светильники можно располагать как на стенах, так и на потолке, выключатели – в удобном месте.
Остальные требования не отличаются от требований по электрооборудованию бани из шлакоблоков, не относящихся к парной и моечной, но при размещении электрического котла потребуется дополнительный контур заземления и, возможно, потребуется ввод трехфазной электросети.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ОТДЕЛКА
Способов внутренней отделки гаража существует много, но в простейшем случае достаточно стены подвергнуть цементной или алебастровой штукатурке и побелить посредством распылителя с добавлением в раствор колера желаемого оттенка.
Если же планируется гараж из шлакоблоков, например, как баню утеплить и обшить тем же гипсокартоном или другими материалами, то понадобится монтаж деревянной обрешетки, которая осуществляется с применением специального крепежного материала, учитывающего пустоты в блоках.
Внешняя отделка шлакоблочного гаража, в отличие от внутренней отделки, крайне необходима, так как материал стен хорошо впитывает влагу и для длительного срока эксплуатации его требуется в первую очередь защитить от атмосферных осадков.
Внешний вид сооружения также становится более приятным и презентабельным, так как скрываются бросающаяся в глаза серость построенных стен с разводами швов между блоками.
Как и внутренние стены, наружную сторону стен здания можно оштукатурить и покрасить, но более привлекательный вид гараж из блоков получает, когда его стены обшиваются, например, сайдингом или профнастилом.
В отличие от вагонки, эти материалы не горючи, не требуют периодической покраски и долговечны, так как срок их службы соизмерим со сроком службы шлакоблоков и составляет около 50 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, построить гараж из блоков на даче доступно своими руками для владельцев с ограниченными материальными средствами. Недорогие шлакоблоки являются наиболее востребованным и популярным строительным материалом не только для гаража, но и для других хозяйственных построек.
Представленная информация о том, как самостоятельно создать проект, а затем построить гараж из шлакобетонных блоков без привлечения специалистов, нацеливает заинтересованных владельцев на выбор необходимых материалов и в общих чертах позволяет определить сумму издержек строительства.
P.S. Каждому подвластен свой индивидуальный ход мыслей, поэтому при возникновении каких-либо вопросов, дополнений, уточнений и пожеланий обязательно оставляйте их в комментариях. Я постараюсь ответить и совместно расставить все точки над «и».
Cм. также